ПОДСНЕЖНИК

Выпуск 3 Май 1999

ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО!

Мы в дороге с песенкой о лете,
С самой лучшей песенкой на свете.
Мы в лесу ежа, быть может, встретим.
Хорошо, что дождь прошёл!

 Лето — это очень красивая пора. Когда лето, то очень много солнца (но и без дождей, конечно, не обходится). Я считаю так: раз много солнца — значит, много радуги. К примеру, в солнечный день я захожу в комнату, и первое, что вижу — это радугу. Она проникает через окно. Или еще. Я много гуляю по Симферополю, а у нас в городе много блестящих памятников и статуй, и фонтанов немало. От фонтана радуга идет и вверх, и в стороны, и по воде, а на бронзовых фигурах скользит по поверхности. Или — один раз утром, на Мангупе, я видел красный цветок, и в его чашечке, полной росинок, дрожала радуга. А бывает, зайдёшь в какой-нибудь парк после летнего дождя или рано утром, и можно подумать, что попал в самую середину радуги. Солнце преломляется в каждой капельке дождя или росы, играет на каждом листке и травинке!

Радуга — это чудо. Мне кажется, что какое-нибудь чудо есть в каждом дне лета. У меня есть огород, и каждый день на нем — что-нибудь новое. В один день капуста цвести начнет, в другой — лук стрелку выпустит, в третий — редиска набухнет, в четвёртый — клубника, казалось, совсем погибшая, плоды вдруг принесет. Это ведь тоже — чудо. А вот несколько дней назад, гуляя с родителями по городу, мы услышали писк. Мы увидели в дереве дупло, а в него засовывал голову дятел. Я сначала думал, что это он пищит, но когда он отлетел в сторону, оказалось, что это пищали птенцы. Вот почему он полетел так низко и скрылся в розах! Носит поесть своим детям. И это — в центре города, в крошечном парке. Ну разве не чудо?

Так что такое лето? Мне кажется, что лето — как очень красивая девушка в радужном покрове, это радость, чудо, рожденье чего-то нового.

Главный редактор

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

УМЫТЫЙ МИР

Евгений Новицкий

Эти летние дожди,
Эти радуги и тучи, 
Мне от них как будто лучше, 
Будто что-то впереди.

Семён Кирсанов
(первый поэт, стихи которого я когда-то
по-настоящему полюбил
)

Дождь начался вечером, сразу — за окном вдруг зашумело, как будто кто-то включил большой вентилятор. Хорошо было сидеть за столом и неторопливо работать под этот спокойный шум. А утром жена срезала с куста во дворе три красные розочки — их лепестки были покрыты мелкими каплями ночного дождя. Хотелось смотреть на них, не отрываясь.

Раньше я любил гулять под летними дождями. Помню, как бродил по городу, мальчишкой будучи, и как по асфальту плясали весёлые фонтанчики — это дождевые капли, разбиваясь, разлетались крошечными брызгами. Или — почему-то врезалось в память: практика на автобазе после 10-го класса. Пора домой идти — и тут обрушивается ливень, стена воды. Спрятались все под навесом троллейбусной остановки. А потом переглянулись мы с двумя приятелями, да и шагнули наружу. Промокли мгновенно — но это и хорошо: секунд пять только чувствовали, как водой пропитывается одежда, волосы намокают, за шиворот течёт... А потом уже всё равно весь мокрый, так что продолжает сверху лить или уже прекратило — без особой разницы. И по лужам можно шагать — ноги в сандалетах тоже уже не промочишь сильнее, чем есть. Главное — не холодно! И поэтому радостно.

А дважды мне довелось видеть, как дождь действительно “стеной” стоял рядышком. Сначала на археологических раскопках. Тучи мгновенно налетели, и вот — хлынули. Причем над нами ещё ни капельки, а метрах в пятнадцати как из ведра! Первый порыв ветра — и всё на нас надвинется, а у нас из раскопа земля не убрана. Вот мы ее и выкидывали лихорадочно, и успели к тому моменту, когда ветерок стену водяную передвинул в точности на нас. А второй раз — я из похода возвращался, а дождь передо мной встал, и мне предстояло в него мужественно войти.

Правда, сейчас я малость расслабился, раскис, и в дождь уже бродить по лужам не тянет. Но как же красив летний мир сразу после дождя! Где бы ты ни был — в лесу или в горах, в городском парке или просто на улице. Крымские города — зелёные, полны деревьев, травы, цветов, и дождь придает их гармонии новое звучание, прекрасное и чистое.

Иду через сквер. Дождь только что закончился. Он прибил пыль и сделал воздух свежим — хотя это был простой дождь, без грозы. Многие деревья ещё стоят цветущими. Зелень листвы, всевозможные оттенки цветов — красные, малиновые, белые, жёлтые, — всё стало ярким, сочным. А облака на небе понемногу расходятся, и вот — солнце! И сразу же от его лучей всё засверкало. На каждом листке, на каждой ветке — капли воды, и солнечные лучи дробятся в них, искрясь и ослепляя. И, если повезёт и знаешь, куда смотреть — наверняка увидишь кусочек радуги.

Отряхиваются птицы — и спешат наверстать недопетое, прерванное дождём. Бабочки откуда-то вылетели и сразу запускают хоботки в дождевые капли. От земли, на которой еще осталась прошлогодняя сухая листва, поднимается тепло. Хорошо! В лесу сейчас грибы лезут...

А вот и мои любимые деревья. Помните, как медвежонок говорил в мультике: “Это — чудо... Это — свечи каштана”? Каштаны сейчас все покрыты своими свечками-соцветиями. На одних деревьях они белые, на других — розовые; и думать, какие красивее — бессмысленно. Особенно сейчас, после дождя, когда цветки напитались водой, слегка разбухли — но от этого кажутся не тяжелей, а наоборот, ещё воздушней. Ещё сильней тянутся вверх, будто благодаря за живоносную воду.

Почему так хорошо видеть всё это? Ведь природа хороша во всякое время, каждый раз по-своему. Что за странная радость охватывает меня после тёплого дождя? Быть может, дело в том, что он дарит всем нам чистоту? Грязь и пыль смыты, все стоит чистое, яркое — будто новое. Ведь не только деревья, травы и цветы, птицы и насекомые, но и мы, люди, — и в первую очередь, мы! — так нуждаемся в чистоте, проливаемой с неба...

Ну вот, тучи окончательно разошлись. Трава и листья начинают высыхать. Скоро солнце просушит землю. Будет сухо — и это, конечно же, тоже хорошо. Сухо — значит весело, бодро, весело. Но когда снова будет дождь — он опять принесет с собой тихую радость.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ЗАГАДОЧНЫЕ
И УДИВИТЕЛЬНЫЕ

Добрый день!
Сегодня я
расскажу вам,
как бабочки
сумели потрясти
великого ученого.

Знаменитый французский учёный Анри Фабр всю жизнь занимался насекомыми. Он узнал много такого, о чем ещё не было написано ни в одной книге, чудеса мира шестиногих, с которыми постоянно сталкивался Фабр, приучили его почти ничему не удивляться.

Накануне вечером Фабр оставил маленький садочек, в котором находилась куколка бабочки, на веранде. Ночью из куколки появилась бабочка. ...Утром вся веранда была усеяна прилетевшими откуда-то новыми бабочками. Они сидели на перилах веранды и на столе, на протянутой веревке и на спинке стула. А маленький садочек, где находилась только что появившаяся на свет бабочка, был сплошь покрыт ночными гостями.

И тут Фабр увидел, что все бабочки — самцы. Учёный быстро взял садочек с “новорожденной”. Так и есть — в садочке сидела самка!

Фабр знал, что после появления из куколки бабочка выделяет капельку жидкости. Да, вот она, эта капелька, засохшая на полу садочка. Догадывался Фабр и о том, что запах этой жидкости привлекает самцов. Но откуда прилетели эти многочисленные бабочки — ведь ближайший лес находился в двух-трёх километрах от дома? И как они узнали о появлении самки? По запаху капельки жидкости на расстоянии двух-трёх километров?! Невозможно!

Фабр был одним из самых выдающихся учёных Франции прошлого века. И тем не менее он еще не знал одного из интереснейших свойств насекомых — их необыкновенной способности чувствовать запахи.

Лишь позже учёные решили выяснить, что же это за пахучее вещество, которое выделяет самка бабочки и которое так притягивает самцов. Но чтобы исследовать вещество, надо его получить. А чтобы получить один грамм пахучего вещества, потребовалось “отобрать” его у четырёх миллионов бабочек тутового шелкопряда.

Значит, сколько же его у одной бабочки? Ничтожное количество! Но это ничтожное количество самцы чувствуют при умеренном ветре на расстоянии почти четырёх километров. Причём никакие посторонние запахи не мешают им чувствовать нужный запах.

(Из книги Юрия Дмитриева “Здравствуй, белка! Как живёшь, крокодил?”)

От редактора: - А ведь правда, когда вывелась из куколки наша бабочка (см. “Подснежник” № 1), на стенке банки осталась оранжевая капелька жидкости. Спасибо, улитка Уля, теперь я знаю, что наша бабочка была самкой. Правда, самцы не слетелись — ведь была зима, наша бабочка вылупилась преждевременно....

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

В ГОСТИ К БЕЛКАМ

Те, кто живет в Симферополе, конечно, знают Гагаринский парк. Мы всей семьёй пошли туда, чтобы покормить живущих там белок.

Когда мы пришли в парк, то подошли к ели, стоящей возле Вечного огня. На ней сидела белка. Я взял у мамы чуть-чуть орешков, которые мы взяли с собой из дома (мы заранее раскололи их, чтобы белкам было легче добраться до ядрышка. = Прим. папы). Белка подошла не спеша, неуверенно, взяла у меня один кусочек орешка; сначала хотела убежать на дерево, но передумала и съела орешек, не сходя с места. Потом она взяла у меня другой кусочек — и тоже сгрызла.

Я был так счастлив, что покормил белку!

Потом мы решили обойти соседние ёлки, но других белок там не было, и мы вернулись. "Наша" белка как раз нас искала. Мы дали ей еще орешков и пошли дальше. Мне было жаль уходить. Когда мы отошли, я оглянулся и увидел, что белка нас ищет. Потом она перебежала через дорожку и скрылась в кустах.

Мы шли вдоль Малого Салгира. Папа сказал, что ведёт нас в царство белок. Но ни одной белки мы там не встретили. Я спросил у папы, почему они не появились, а он ответил мне, что не знает.

Мы ходили по парку, наслаждаясь природой. А потом пошли на аттракционы. Когда сели на колесо обозрения и поднялись наверх, нам открылся очень красивый вид. (Мы были выше, чем белки, даже когда они забираются на самый верх деревьев, и немножко представили себе, как эти зверьки смотрят на нас сверху вниз. = Прим. папы) Потом я катался на карусели, машинках, на живом ослике...

Когда мы шли домой, на елях у Вечного огня снова увидели белок. Мы высыпали для них оставшиеся орехи возле деревьев с дуплами.

Даниил Новицкий

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

К нам в редакцию начали приходить первые читательские письма

Здравствуйте, глубокоуважаемый главный редактор газеты “Подснежник”!

...Мы тоже любим подснежники. Это наши любимые цветы. Хотя и розы превосходны, и сирень, и осенние — дубки и хризантемы хороши... Но в подснежниках есть что-то особенное, чего нет в других, самых прекрасных цветах... Что-то от рождественской ёлки, от пасхального яйца...

Семья Пшениных,
Севавстополь

Мы ждём ваших писем и всегда рады им!

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Этот рассказ прислали нам папа и мама 3-хлетнего Антона из Севастополя, наши давние друзья.

ЖИВАЯ НАХОДКА

Это произошло в День Победы. Перед праздничным салютом мы решили забежать домой, чтобы перекусить и одеться потеплее. Торопясь, чтобы не опоздать, почти у самого подъезда мы вдруг увидели крутящийся, трепыхающийся серый комочек-клубочек. Мы даже сначала не поняли, что перед нами. Подумали, что это крыса, полузамученная кошками, которых невдалеке сидела целая группа. Но оказалось, что это стриж, с которым случилась какая-то неприятность. Он бегал по асфальту, трепыхал крылышками и никак не мог взлететь. А уже почти стемнело, и вокруг — сплошная опасность (проезжая часть, кошки, собаки и т.д.).

Володя взял его в руки — и стриж сразу успокоился, наверное, почувствовал тепло. И было видно, как сердце у него бьётся. А Володя еще и чувствовал это своей ладонью.

Мы принесли стрижа домой. В руках птица совершенно успокоилась и ясно и почти весело смотрела на нас своими красивыми чёрными глазками. Мы дали ей пить и есть. Есть нашу человеческую пищу стриж не стал, зато водицы (с пальца нашего папы) попил вдоволь. Мы постелили ему в клетке для хомячков, которая у нас была, он устроился спать, а мы отправились смотреть фейерверк.

Это потом нам объяснили, что стриж не может взлететь с земли — у него очень короткие лапки и длинные крылья, и у него не получается сделать взмах. Ему нужно прыгнуть вниз с какого-нибудь возвышения, и тогда он раскрывает крылья и летит. Мы подумали, что птица больная или подбитая. Но, может, она просто упала, выбившись из сил, и не могла взлететь.

Утром мы услышали, как за окном щебечут стрижи, и вскочили, чтобы посмотреть, как там наш гость. А стриж сам отворил дверцу клетки и свободно летал по комнатам. То на одну занавеску присядет, то на другую. Потом стал биться в стекло балкона, всё не мог вылететь... С вечера даже не шевелился, просто сидел в клетке, и смотрел на нас. А утром — набрался сил! Увидев, что наша птица жива и здорова, мы раскрыли ей балконные двери, и стриж радостно выпорхнул и воспарил в небо — навстречу солнцу, маю и вкусным жирным мошкам...

Теперь, когда мы видим в небе стайки стрижей, наш сынишка Антоша кричит: “Смотрите, смотрите, НАША птичка летит!..” И на душе становится светло и радостно.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

* * *
Добрый день, господа читатели! Позвольте мне начать знакомство с вами небольшим экскурсом в моё прошлое.

С самого раннего детства я мечтал быть писателем. Но все мои литературные опыты сводились примерно к такому:

Весною расцвели кусты,
Орут коты,
Задрав хвосты.

Сами понимаете, ни один приличный литературный журнал мои произведения не печатал.

Однако я проявил недюжинные способности в компиляции (то есть смешивании) литературных произведений. Например:

Однажды в студёную зимнюю пору
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Вскормлённый в неволе орёл молодой.

Видимо, об этой моей способности догадывались мои родители, потому что дали мне при рождении имя
Миксер.

Хорошие книги так и остались моим любимым увлечением на всю жизнь. И поэтому я любезно согласился на предложение господина главного редактора вести в этой газете рубрику ЛИТЕРАТУРНАЯ СМЕСЬ”. Сегодня я представляю вам два произведения, в которых, по моему мнению больше всего чувствуется ЛЕТО...

***

Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом.
Трава ещё полна блестящих слёз,
И гром вдали гремит раскатом.

А.Блок

Розы розами, а у меня мысли о лете всегда связаны с одуванчиками. Свернёшься среди них в клубок, и дремлешь на жаре, будто в окружении маленьких золотых солнышек... У американского писателя Рея Брэдбери есть повесть о лете, и называется она “Вино из одуванчиков”. В общем-то, она не о природе. Но, во-первых, все равно отличная книжка, и если вам уже 12 лет или больше — обязательно прочтите (главному ее герою, Дугласу, как раз двенадцать)! А во-вторых — очень уж замечательно про одуванчики сказано. Вот, сами убедитесь

 

Рэй Брэдбери

ОТРЫВКИ ИЗ ПОВЕСТИ
“ВИНО ИЗ ОДУВАНЧИКОВ”

  Утро было тихое, город, окутанный тьмой, мирно нежился в постели. Пришло лето, и ветер был летний — тёплое дыханье мира, неспешное и ленивое. Стоит лишь встать, высунуться в окошко, и тотчас поймёшь: вот она начинается, настоящая свобода и жизнь, вот оно, первое утро лета.

... — Дедушка, они уже созрели?

Дедушка поскрёб подбородок.

— Пятьсот, тысяча, даже две тысячи — наверняка. Да, да, хороший урожай. Собирать легко, соберите все...

— Ура!

Мальчики заулыбались и с жаром взялись за дело. Они рвали золотистые цветы, цветы, что наводняют весь мир, переплёскиваются с лужаек на мощёные улицы, тихонько стучатся в прозрачные окна погребов, не знают угомону и удержу и всё вокруг заливают слепящим сверканием расплавленного солнца.

...Они набрали полные мешки одуванчиков и унесли вниз, в погреб. Вывалили их из мешка, и во тьме погреба разлилось сияние. Винный пресс дожидался их, открытый, холодный. Золотистый поток согрел его. Дедушка... повернул ручку, завертел — быстрей, быстрей...

Сперва тонкой струйкой, потом всё щедрее, обильнее, побежал по жёлобу в глиняные кувшины сок прекрасного жаркого месяца; ему дали перебродить, сняли пену и разлили в чистые бутылки из-под кетчупа — и они выстроились рядами на полках, поблёскивая в сумраке погреба.

...Вино из одуванчиков — пойманное и закупоренное в бутылки лето... А потом настанет такой зимний январский день, когда валит густой снег, и солнца уже давным-давно никто не видел, и, может быть, это чудо позабылось, и хорошо бы его снова вспомнить, — вот тогда он его откупорит! ...Взгляни сквозь это вино на холодный зимний день — и снег растает, из-под него покажется трава, на деревьях оживут птицы, листва и цветы, словно мириады бабочек затрепещут на ветру. И даже холодное серое небо станет голубым.

Понравилось? Ну, раз уж такой разговор, и рецепт дам. Только не вина, а одуванчикового “мёда” (спасибо “Теленеделе”, как специально, подходящий рецепт поместила).

 

Одуванчиковый “мёд”

200 г цветков одуванчика очистите, промойте и залейте 1,5 л кипятка. Закройте и сутки настаивайте. Сцедите, отожмите и добавьте в жидкость 2 нарезанных кубиками лимона и 1,5 кг сахара. Варите, помешивая, до загустения. Тёплый сироп разлейте в баночки и закройте крышками. Стерилизовать не надо, консервация обеспечена достаточным количеством сахара. Храните, как водится, в тёмном прохладном месте.

 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

№ 1 | № 2 | № 3 (май) | № 4 | № 5 | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10

 

Hosted by uCoz